Оценивая наш и зарубежный бизнес в сфере малого предпринимательства можно сказать что по ряду показателей он обгоняет наш это является существенным фактором качества экономического развития, который заметен, прежде всего, в том, что в развитых странах уровень жизни выше и качество экономических связей так же поставлено на более высокий уровень.
Довольно значимым фактором того, что бизнес зарубежём поставлен на более высокий уровень является доля в общем бизнесе стран, так же и количество фирм на определённое количество населения. И по показателю доли мы как раз видим, что в зарубежных развитых странах доля малого бизнеса в общем бизнесе вместе с крупными организациями гораздо выше. И это несомненный показатель качества, ведь, как мы уже установили выше, малый бизнес это индикатор здоровой конкуренции, где выживают наиболее перспективные и нужные направления, в то же время бизнес малый очень динамичен и только он оказывается способен в короткие сроки видоизмениться в зависимости от условий, что недоступно с одной стороны крупным фирмам, с другой это им не интересно и не выгодно. В то же время малый бизнес позволяет реализовать все достижения науки и техники там, где это не представляется возможным из одного административного центра. А большее количество качественных небольших фирм обеспечивает ещё большее их количество, что всесторонне учитывает рыночные потребности и более того, обеспечивает рост спроса в сторону удовлетворения более качественных потребностей. И вот рассматривая малый бизнес зарубежом мы замечаем, что доля малого бизнеса в развитых странах существенно выше чем в России. Это касается всех развитых стран без исключения. И это наводит на единственную мысль, что в России как нигде надо способствовать увеличению малых фирм экномическими механизмами и создавая более адекватную условиям и возможностям законодательную базу.
Итак, в зарубежных странах доля малого бизнеса в отношении крупных фирм выше. Например, в США малые фирмы обеспечивают ВВП около 70% от всего валового продукта. Так же это можно заметить и численно. В США около 20 миллионов малых фирм. Это при численности населения немногим более 200 миллионов человек даёт понимание того что в США очень большая доля очень маленьких фирмочек, в которых могут быть 2-10 человек. И в самом деле, в США очень развит мелкий бизнес, в основе которого является семейный бизнес. Это бизнес предоставления различного рода услуг, торговли, реже производства товаров. В данном соотношении не столь существенным является фактор того, что характеристика малых фирм в США несколько иная. А именно не как у нас, где считается, что малая фирма должна иметь человек 50 максимум, а до 1500 человек. И таким образом в США в ровень может стоять фирмочка где бабка пекот пирожки и нефтяная компания. Конечно, стоит учитывать, что в США ничего кроме капитализма не было и там только таким образом исторически формируется экономика. В то же время там очень серьёзно относятся к проблеме малого бизнеса, который во многом уязвим и работает очень интенсивно. Поэтому малый бизнес в США поощряется федеральным законом, в котором обосновывается, что меры обеспечения условий для малого бизнеса надо проводить так, чтобы это обеспечивало эти самые 70% поступлений доходов в казну.
Конечно в других зарубежных странах так же преобладает малый бизнес и в той же мере он оказывает огромное влияние на экономику обеспечивая ей тот самый качественный уровень развитой рыночной экономики, до которого мы почему то никак не можем дойти. Ведь у нас доля малого предпринимательства составляет всего 12% в ВВП и примерно столько же по налоговым отчислениям в бюджет. Хотя причина видится даже не только в законодательной системе, которая у нас «не развита», а в том что в зарубежных странах экономика сложилась исторически и более того она вся основывается на высоких технологиях и сложных производствах, когда у нас в лапотной России слишком дёшево продаётся сырье и слишком дорого покупаются уже готовые товары. Это и подрывает экономику и не даёт развиваться малому предпринимательству. Что, конечно же нельзя сказать про зарубежные страны. Ведь они нам дадут немножко денег за ресурсы и мы на эти деньги втридорого уже покупаем их товары. Как например была проблема в Болгарии, когда там отсутствовала на нужном уровне инфраструктура, все население ударилось в малый бизнес и это спасло экономику страны. Более того доля малого бизнеса там составляет вообще 90%. И каждый ведущий предпринимательскую деятельность процветает. Самым большим количеством малых на душу населения считается Япония. Там всего в половину их меньше чем в США. А в России ситуация однозначная где фирмам просто приходится выживать по все той же причине низкого уровня развития самой экономики и недостаточного количества в ней денежной массы. На данный момент процесс малого предпринимательства так же неустойчив и данные колеблются в такой степени, что трудно говорить о существенных положительных сдвигах в малом бизнесе.