На данный момент не менее остро, чем в прошлые времена стоит задача предприятий быть адекватными рынку и всегда предоставлять наиболее соответствующий запросам потребителей уровень цен. Это обусловлено постоянной необходимостью экономических связей для существования и развития общества. Более того, современные задачи организаций усложняются и появляется множество вариантов функционирования, где всегда необходимо выявить наиболее эффективный, чтобы укрепляться на рынке и обеспечивать все большее количество потребителей хорошей продукцией. Поэтому важной задачей данной работы является детальное изучение сущностных характеристик цены, как экономического явления, опосредующего все процессы баланса спроса и предложения. Так же выявление основных этапов формирования цены, определение того, какой обратный эффект имеет цена воздействуя на различные сферы деятельности. К тому же важно рассмотреть какие разновидности цен существуют, чтобы оценить весь спектр ценообразования в экономике. В месте с тем важное значение имеет найти связь между целями и задачами фирмы и расчетом цены на продукты, то как строится ценовая политика исходя из стратегии развития фирмы. Вместе с тем надо на реальном примере для закрепления материала рассчитать новые цены на товар предприятия, чтобы они оказались с одно стороны более адекватны рынку, с другой позволили предприятию решить проблему недостаточной доходности. Произведя расчеты удастся на основе реальных данных самостоятельно формировать ценовую политику предприятия.
Таким образом, в ходе исследовательской работы было установлено, что представляет собой ценообразование на предприятиях, какое значение оно имеет для экономического субъекта и как расценивать факторы установления цены. Было установлено, что ценообразование это процесс формирования цены товара, который вбирает в себя всю совокупность внешних и внутренних факторов которые влияют на цену, при этом решающее значение имеют цели и задачи фирмы и выработанная для этого ценовая стратегия организации.
Изучая внутренние факторы влияния на цену было установлено что цены могут формироваться исходя из затрат на продукцию, под воздействием технологии, зависят так же от степени профессионализма управления на предприятии. Детализация формирования цены дала возможность увидеть совокупность затрат организации дающих возможность выявить слабые места в производстве и принять меры по снижению затрат. В то же время когда все меры внутри организации приняты взор невольно обращается вовне, где на цену могут влиять различные политические, социальные рыночные факторы. Учитывая их руководство предприятия, всегда приходит к определенным обосновывающим выводам, позволяющим всецело видеть ситуацию и корректировать свою ценовую стратегию учитывая особенности внешнего влияния. На этот счет был рассмотрен пример, когда организация, понимая, что конкуренты могут занять рынок, принимает решение действовать на опережение и занять новую нишу рынка, чтобы большей стоимостью на свой товар окупить дополнительные затраты, связанные освоение новой ниши рынка.
Вместе с тем исследуя функции цены и их разновидности в различных сферах деятельности удалось более многогранно изучить специфику ценообразования в разных местах, так же зная последовательность формирования цены и технологии ценообразования стало понятно как производить процесс расчета цены на практике не зависимо от сферы деятельности и учитывая всю совокупность значимых факторов.
Так же на примере ОАО «Сластена» был произведен расчет наиболее оптимального уровня цен. Был использован затратный подход, больше ориентированный на внутренние механизмы ценообразования. В процессе расчетов было выявлено как решить проблему предприятия и поднять цены. С другой стороны было взято во внимание то, что на организацию заметное влияние оказывают конкуренты, где с очень высокой ценой просто никто не будет брать товар. В результате последующих расчетов удалось определить наиболее подходящую цену по которой предприятие с одной стороны решит свои проблемы реализации, с другой не окажется неадекватной на рынке.
То есть в результате исследования ценообразования было установлено, что необходимо не только знать технологии порядка формирования цен, учитывать текущую внутреннюю и внешнюю ситуацию, но и развиваться в соответствии со своими возможностями.